28 апреля 2025 г. А.С. Суркова выступила с докладом на конференции «IX Международные Зверевские чтения по американистике: Религиозный нарратив в литературе, истории, политике и культуре США» (28–29 апреля 2025 г., РГГУ, г. Москва).
Тема доклада: Образ русской церкви в военных травелогах американских писателей и журналистов: Эрскин Колдуэлл и Маргарет Бурк-Уайт
Эрскин Колдуэлл вместе со своей женой, фотографом Маргарет Бурк-Уайт, в мае 1941 г. приехали в Советский Союз, чтобы задокументировать последние месяцы мирной жизни страны перед надвигающимся наступлением Германии. С началом войны они приступили к работе на американские новостные издания, стремясь представить советскую Россию благонадежным союзником. Кроме десятков публикаций в периодике результатом их работы стали документальные книги «Russia At War» (1942), «Moscow Under Fire» (1942), «All-Out On The Road To Smolensk» (1942), «Shooting the Russian War» (1942), где, помимо освещения военных событий, корреспонденты знакомили своих читателей с бытом москвичей.
Заинтересовала американских гостей и религиозная сторона жизни советских граждан, представленная в их книгах, однако, не достаточно достоверно: Колдуэлл заявляет, что «великое религиозное возрождение», прокатившееся по стране с началом войны – не более чем слух; церкви, по его словам, функционировали всегда, а государство терпимо относилось к людям, исповедующим ту или иную религию. Бурк-Уайт проводит более тщательное исследование состояния религиозной жизни в СССР и отводит этому в своей книге целую главу: «God in Russia». Фотокорреспондент посещает ряд богослужений, общается с митрополитом (с 1943 г. – патриархом) Сергием, с главой обновленческой церкви Александром Введенским, с пастором Московской баптистской церкви Михаилом Орловым.

Фотографии М. Бурк-Уайт, опубликованные в журнале "Life"
Американская пара не выносит ни одобрительных, ни обличающих высказываний о положении церкви в Советском Союзе, констатируя те положения, которые им, вероятно, были представлены сотрудниками Инокомиссии, однако подмечают и такие вещи, как переоборудование храмов под хозяйственные нужды и обязательные походы школьников в Центральный антирелигиозный музей.