Россия / СССР и Запад: встречный взгляд. Литература в контексте культуры и политики в ХХ веке Сайт создан по проекту РНФ № 23-18-00393

В Российском доме науки и культуры (Россотрудничество) в Вене на Юбилейной конференции «Лирика и песня в борьбе с нацизмом: советский и австрийский опыт. К 80-летию Освобождения Вены и Победы в Великой Отечественной войне» (модератор – директор ИМЛИ РАН, чл.-корр. РАН, д.ф.н. В.В. Полонский) 25 апреля 2025 г. в рамках работы по гранту М.А. Ариас-Вихиль представила доклад о творчестве и политических взглядах австрийского писателя Йозефа Рота в 1920-30-е годы.

Участник Первой мировой войны и свидетель крушения Австро-Венгерской империи, Й. Рот в декабре 1918 г. вернулся в Вену, чтобы заняться журналистикой. Его статьи и книги воссоздают впечатляющую панораму политических и интеллектуальных течений, которые формировали европейскую культурную жизнь в период между двумя мировыми войнами. В своем первом романе «Паутина» (1923) он в духе Генриха Манна критикует духовное и нравственное одичание немцев, реваншистские и милитаристские настроения, национализм немецкого общества. Его роман-предостережение опередил свое время, предсказав приход к власти нацистов, и принадлежит к числу лучших романов об этом времени, прежде всего, Ганса Фаллады и Альфреда Дёблина.

Писатель и публицист, Рот в начале 1920-х годов был близок к Социалистической партии Австрии и к Социал-демократической партии Германии, сотрудничал в их ведущих органах печати. В 1930-е годы Рот отходит от социализма. Определенную роль в этом сыграло его разочарование в СССР. Философ Вальтер Беньямин, встречавшийся с ним в Москве зимой 1926 года, записал в дневнике: «Если выразить это одним словом: Рот приехал в Россию убежденным большевиком, а уезжает из нее роялистом». Альтернативу Рот увидел в возрождении исчезнувшей империи (Габсбургский миф в романе «Марш Радецкого», 1932). Афиша и фотогалерея прилагаются.