Россия / СССР и Запад: встречный взгляд. Литература в контексте культуры и политики в ХХ веке Сайт создан по проекту РНФ № 23-18-00393

7 июня 2023 г. С.И. Панов и О.Ю. Панова выступили с докладом на международной научной конференции «Традиция в литературе и искусстве XX-XXI вв.», организованной ИНИОН РАН и Факультетом искусств МГУ им. М.В. Ломоносова.

Программа

Тема доклада: «Советский зарубежный классик» в отечественном литературном пантеоне 1930-1970-х

Советский литературный пантеон популярных и любимых в СССР иностранных классиков сложился в результате целенаправленной работы советских литературных институций. В докладе был рассмотрен феномен канонизации крупных современных зарубежных писателей (Драйзер, Роллан, Фейхтвангер и др.) в СССР в 1930-1970-е гг., вскрыт механизм возникновения этого феномена. Исследование опирается на анализ принципов издательской политики, рассмотрение советских переводных изданий, в первую очередь собраний сочинений. Особое внимание уделяется принципам отбора произведений, работе советских редакторов, составителей и издателей, представлявших крупных современных зарубежных писателей советской аудитории под «правильным» углом зрения.

Другим важным элементом «технологии» превращения писателя в «современного советского зарубежного классика» являлась литературная критика (книги и статьи в периодике). Если брать ее в диахронии, то можно проследить по ней динамику литературной репутации зарубежных писателей в соответствии с изменениями идеологической линии и литературной политики в СССР. Было рассмотрено также такое явление, как советские тексты «современных зарубежных классиков», в первую очередь Драйзера и Роллан: их публикации в советской прессе, которые не печатались у них на родине и не были известны «дома», советские инсценировки по их произведениям, и проанализирована роль этих текстов в складывании советского канона «современного западного классика».

В докладе использовались как опубликованные, так и архивные источники, включая переписку западных писателей c советскими редакторами, критиками, литературными институциями, периодическими изданиями, а также читательские отзывы на произведения зарубежных «современных классиков», собиравшиеся массовым сектором ГИХЛ в 1930‑е гг. Анализ этого материала позволяет реконструировать методы, использовавшиеся агентами советского «поля литературы» для создания образа современного западного писателя-классика, который заметно отличался от образа и литературной репутации писателя у него на родине.