Россия / СССР и Запад: встречный взгляд. Литература в контексте культуры и политики в ХХ веке Сайт создан по проекту РНФ № 23-18-00393

21 ноября 2023 г. О.Ю. Панова выступила с докладом на Международной научной конференции «Emigrantica. Коростелевские чтения–2023», которая прошла в ИМЛИ РАН 21–22 ноября 2023 г.).

Программа

Тема доклада: «Черные у красных»: афроамериканские экспатрианты в Советском Союзе.

Небольшую афроамериканскую «коммьюнити» в СССР конца 1920-х – 1930-х гг. составляли политические экспатрианты и эмигранты — черные коммунисты, технические и сельскохозяйственные «спецы»-профессионалы; литераторы, деятели культуры и журналисты. В докладе на основе мемуаров, материалов прессы, архивных документов реконструируется история некоторых из них, эмигрировавших в СССР на рубеже 1920-1930-х гг. Это Ловетт Форт-Уайтмен, чернокожий коммунист, живший в СССР с 1928 г., репрессированный в 1937 г. и умерший в Юглаге под Магаданом в 1939 г.; технический специалист Роберт Робинсон (годы жизни в СССР 1930–1974), автор мемуарной книги «Черный о красных . 44 года в Советском Союзе» (1988; рус пер 2012); художник и диктор «Радио Москоу» Лойд Паттерсон, приехавший в СССР в 1932 и умерший в эвакуации в Комсомольске-на-Амуре в 1942 г.; актер и драматург Вейланд Родд, также приехавший в 1932 г. и живший в СССР до смерти (1952 г.), сыгравший ряд ролей в советских фильмах и театральных постановках, в том числе в ГОСТИМе; журналист Гомер Смит (годы жизни в СССР 1932–1946), автор мемуаров «Черный о красных», запечатлевший как советскую повседневность 1930-х-1940-х гг., так и исторические события, литературную и культурную жизнь сталинской Москвы.

Все афромериканцы – экспатрианты, переехавшие в СССР, свидетельствовали, что законодательно закрепленное равноправие, отсутствие расовой дискриминации было для них сверхценностью, и ради этого они готовы были мириться со многими негативными сторонами жизни в СССР. Большой террор в общем и целом обошел их стороной — единственным исключением стал несчастный Ловетт Форт-Уайтмен. Со временем все они утратили веру в «преимущества советского строя», но вернуться на родину смогли или пожелали не все.