Россия / СССР и Запад: встречный взгляд. Литература в контексте культуры и политики в ХХ веке Сайт создан по проекту РНФ № 23-18-00393

15 апреля 2025 г. А.С. Суркова выступила с устным докладом на XXXII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2025». Секция «Филология». История зарубежной литературы. Подсекция 2. Англоязычные литературы ХХ в. (15 апреля 2025 г. Москва. МГУ им. М.В. Ломоносова. Филологический факультет).

Программа

Тема доклада: Поэтика репортажей американских писателей на фронтах Второй мировой войны: Э. Колдуэлл, Дж. Стейнбек, Э. Хемингуэй.

                           

Кроме профессиональных журналистов к освещению событий на фронтах Второй мировой войны были причастны и авторы художественной литературы. Некоторые писатели до окончания боевых действий не публиковали книги, посвященные войне, ограничиваясь написанием исключительно публицистических текстов, или же напротив, даже в своих романах и повестях отводили центральное место информационному просвещению и пропаганде.

К последнему случаю стоит отнести историю Эрскина Колдуэлла, находившегося в СССР в первые месяцы Великой Отечественной войны, – его фигуре в докладе было уделено особое место. До сентября 1941 г. его, как и других иностранных корреспондентов, не подпускали к линии фронта – предполагалось, что информации, которую они получали из официальных сводок Совинформбюро, встреч с одобренными правительством офицерами и писателями было достаточно для донесения до союзников необходимой информации о ходе боевых действий на советско-германском фронте.

Колдуэлл в книгах о советско-германской войне сочетает репортаж и беллетристические приемы, конструируя свои тексты таким образом, чтобы они одновременно были познавательны и интересны для американского читателя, и выполняли пропагандистские функции. В центр повествования писатель поместил свою собственную фигуру, личные переживания и опыт, который ему удалось приобрести в незнакомой стране. При анализе произведений Колдуэлла следует принимать во внимание тот факт, что, ведя свою корреспондентскую деятельность непосредственно из военной Москвы, где художественное слово ставилось на службу государственной машине пропаганды, писатель был вынужден корректировать свои мысли и суждения в соответствии с рекомендациями цензоров.

Колдуэлл в своей автобиографии годы спустя откровенно признавался, что сознательно шел на то, чтобы помочь Советскому Союзу: «Я знал, что пропаганда является важным фактором в современной войне, и решил, что мой долг как американца – стремиться помочь выиграть войну и добиться поражения Адольфа Гитлера». Пусть порой и в ущерб художественной ценности своих произведений.